Оценка износа деталей форсунки
Быстрее всего в форсунке изнашивается распылитель.
Так же изнашиваются и детали форсунки — такие, как: гайка распылителя, приставка, корпус форсунки, грибок форсунки. Износ появляется в местах соприкосновения деталей и вызывается действием сил удара. Появляются трещины, вдавливания, царапины, деформации, линейные изменения соединений, как например: увеличение шага иглы, уменьшение длины грибка форсунки.
Детали форсунки изнашиваются и из-за действия коррозии, загрязнений содержащихся в топливе, а также из-за эрозионного действия топлива в местах, где есть изменения проходных сечений (в топливных каналах).
Неисправности в работе форсунки
Об износе форсунки и необходимости её ремонта говорят следующие отклонения в работе:
- падение давления открывания распылителя — за время эксплуатации форсунки допустимое падение давления не может быть больше чем 10% от величины настроенного давления открывания.
Причина: износ поверхностей, износ пружины форсунки, неправильные регулировочные шайбы; - неплотность между поверхностью корпуса форсунки, проставкой и корпусом распылителя
Причина: искривление фиксирующих штырьков, износ гайки распылителя (поверхности прилегающей к фланцу распылителя); - уменьшение притока топлива к распылитель, что приводит к увеличению времени впрыска и плохой работе двигателя (потери мощности, увеличение дымности)
Причина: расшатывание фильтра в корпусе форсунки. - неправильный впрыск топлива
Причина: выбивание поверхности проставки или форсунки, что увеличивает шаг иглы, увеличивает время впрыска.
Повреждения распылителей
Тип повреждения |
Признаки |
Несоответствующий распылитель |
Пониженная мощность, светлый дым, тяжёлый запуск, шумная работа двигателя, перегрев двигателя, отсутствие распыла, дымность, шумная работа двигателя, тяжёлый запуск, большой расход топлива, потеря мощности |
Низкое давление открывания форсунки |
Дымность, тихая работа двигателя, большой расход топлива, потеря мощности |
Высокое давление открывания |
Шумная работа двигателя, перегрев двигателя, потеря мощности, прогоревший поршень, лопнувшая пружина форсунки |
Слишком большое давление гайки на распылитель |
Заклинивание иглы в распылителе, металлические стуки в двигателе, повреждение корпуса форсунки, не работает один цилиндр, шумная работа двигателя, светлый дым, нет мощности, большой расход топлива |
Износ распылителя
Об износе распылителя и необходимости его замены говорят следующие признаки:
- Повышенная дымность — чёрный дым,
- Проблемы с запуском двигатели.
- Шумная работа двигателя.
- Повышенный расход топлива,
- Потеря мощности и приемистости двигателя.
Рис. 1 Износ штифта иглы распылителя из-за грязного топлива
Рис. 2 Повреждение иглы штифтового распылителя вследствие перегрева и отложений нагара
Они вызваны:
- Потерей плотности гнезда распылителя вследствие разбивания поверхностей и из-за загрязнения этих поверхностей,
- Зависанием иглы из-за загрязнения и деформации корпуса распылителя, а также из-за нагара на игле,
- Перекрытием распыляющих отверстий либо их эррозийным износом. Износом штифта в штифтовом распылителе,
- Потеря плотности на направляющей части иглы,
- Загрязнение нагаром топливных отверстий в корпусе распылителя.
Рис. 6 Изменения в результате износа уплотнительного гнезда в дырчатом распылителе:
а — Гнездо нового распылителя- соприкасание уплотняющей поверхности обоих конусов происходит у основания конуса
b ~ Гнездо распылителя после длительной работы — расклёпывание обеих конических поверхностей по всей поверхности прилегания: на конусах проявились кольцевые волны.
Рис. 3 Коррозия на внешней поверхности корпуса дырчатого распылителя
Рис. 4 Кавитационный износ уплотняющего конуса на игле дырчатого распылителя
Рис. 5 Нагар на корпусе штифтового распылителя из-за прорыва газов и перегрева
Оценка качества изготовления распылителя
В случае неизвестного происхождения распылителя или произведённою фирмой с неизвестным качеством, его исправность можно оценить в условиях мастерской на основании осмотра рабочих и монтажных поверхностей, а также на основании оценки работы распылителя на пробнике.
В дырчатых распылителях особое внимание следует обратить на:
- опорную поверхность (штифт) иглы распылителя, которая касается грибка форсунки. Если она недостаточно гладкая и имеет отклонения формы, то увеличивается вероятность быстрого падения давления открывания распылителя,
- положение отверстий для фиксирующих штырьков, что может влиять на не плотности и трещины в распылителе,
- чистоту кромки пересечения топливного отверстия с камерой давления в распылителе; микроскопические загрязнения могут заклинить иглу, блокировать распыляющие отверстия, повредить уплотняющее гнездо,
- чистоту кромки пересечения распыляющих отверстий с колодцем распылителя; микроскопические загрязнения изменяют форму и длину струи топлива.
В штифтовых распылителях визуальному контролю подлежат:
- положение уплотняющей кромки на игле распылителя, которая если есть слишком близко к верхней кромке гнезда, то распылитель может подтекать,
- уплотняющая поверхность на игле распылителя ног ли на ней кавитационных повреждений.
- управляющий штифт на игле, от формы которого зависит проходная характеристика распылителя.
Неисправности форсунок
Измененная форма струи |
|
Нет распыла топлива (распылитель льет) |
|
Несоответствующее давление открытия форсунки |
|
Излишнее вытекание топлива |
|