Насадки для удаления выхлопных газов легковых автомобилей и мототехники
В зависимости от потребностей рынка мы можем выделить основные классы насадок:
- промышленные насадки — разработаны для автомобильных заводов (автосборочных предприятий), позже заняли свою нишу в оборудовании СТОа;
- обычные насадки — появились на рынке под конкретные модели автомобилей с характерными для них выхлопными трубами;
- пиратские копии — дешёвые подделки, созданные по принципу «вроде как на трубу налезет и достаточно».
Недостатков у последнего класса столько, что мы не будем тратить на них время в данной статье, подробно остановившись на первых двух.
Как только появляется первый опытный образец автомобиля для серийного производства, поставщик-производитель автоматизированной линии вытяжки выхлопных газов получает соответствующее требование от автозавода о разработке новой насадки либо модернизации существующей. Существует ряд требований, которым должны соответствовать промышленные насадки:
- не должны повреждать поверхности декоративных хромированных насадок на выхлопные трубы;
- не должны повреждать лакокрасочное покрытие (ЛКП) бампера;
- не должны повреждать ЛКП кузова при случайном касании автомобиля насадкой;
- должны иметь долгий срок службы, т.к. любая замена насадки требует времени, а простои линии конвейера на автозаводе не допустимы;
- должны быть универсальными под марки и модели автомобилей, собираемые на данном конвейере.
Данные требования должны соблюдаться как в динамике конвеера, так и при обслуживании автомобилей на стационарных постах автозаводов (при подъеме/опускании на подъёмниках). Тенденция последнего времени — производства с изменяемой высотой положения кузова автомобиля при сборке на конвейере, т.е. насадки работают в динамике как по горизонтали, так и по вертикали и при этом не должны допускать повреждений автомобиля, бампера, выхлопных труб и т.д.
После тестирования промышленных насадок и их успешного внедрения на конвейере автозавода, данные модели с минимальной модернизацией (минимальные и достаточные упрощения конструкции, без изменения основных функций, размеров, штампов, оснастки для их производства) поступают в продажу на рынок автосервисного оборудования.
Обычные насадки
Появляются на рынке постфактум, когда новая модель автомобиля попадает на тех.обслуживание и выясняется, что насадки из арсенала сервиса устарели. Поставщики подбирают из своего ассортимента наиболее подходящие варианты, но ни динамические, ни полноценные стационарные испытания на разных высотах обслуживания автомобилей, как правило, не проводятся. И это может грозить сервису дополнительными расходами.
- из-за повреждения насадкой поверхности декоративных хромированных насадок на выхлопные трубы автомобиля;
- из-за повреждения насадкой ЛКП бампера автомобиля;
- случайное касание автомобиля насадкой и, как следствие, повреждение ЛКП автомобиля;
- при низком сроке службы насадки и вытяжного шланга;
- при отсутствии универсальности под обслуживаемые марки и модели автомобилей.
Все затраты на исправление подобных допущенных ошибок осуществляются за счёт собственных средств СТОа. Более того, юридически подкованные автовладельцы вправе предъявить требование двукратного возмещения ущерба за повреждение автомобиля, допущенное при его ремонте и обслуживании сотрудниками сервиса. Прибавим к этому и фактор времени — для устранения дефектов потребуется сдвинуть очередь обслуживания и задержать владельца автомобиля на более долгий, чем требовалось срок.
Каким образом сократить издержки СТОа при выборе насадки?
Принцип прост: нужно правильно подобрать соответствующие промышленные насадки или протестировать обычные насадки на различных автомобилях, обслуживаемых в вашем сервисном центре, как при динамической нагрузке, так и при стационарном обслуживании на разных высотах рабочего поста.
1. Обычные металлические насадки
Гамма данных обычных насадок велика — они бывают различной формы, с крышками и без, с отверстиями под зонды газоанализаторов, в исполнении отечественных и импортных производителей и т.д.
Преимущество данных насадок — относительная дешевизна при покупке.
Недостатки:
- не гибкость решения — они не подходят для многих современных автомобилей и не позволяют обслуживать выхлопные трубы, где юбка бампера облегает выхлопную трубу полукругом или овалом;
- риск повреждения поверхности декоративных насадок выхлопных труб автомобилей;
- крайне высокая вероятность повреждения ЛКП автомобиля клиента при ТО и ремонте.
2. Резиновые насадки
Резиновые насадки подразделяют на несколько классов:
2.1. Резиновые насадки с самостоятельной фиксации на выхлопной трубе.
Данные насадки просто насаживаются на выхлопную трубу автомобиля, фиксация осуществляется за счёт силы трения внутренних бороздок. Переменные по диаметру бороздки внутри насадки позволяют обслуживать различные диаметры выхлопных труб. Подходят приблизительно к 20-25% современных легковых автомобилей (из-за отсутствии универсальности насадок, придётся менять их под конкретные автомобили). Предназначены исключительно для стационарного использования на рабочих постах.
2.2. Резиновые насадки с механическими зажимами фиксации на выхлопной трубе.
Выбор в данном классе насадок велик, богатый ассортимент предлагают как импортные, так и отечественные производители. И здесь мы снова разделим класс на подклассы по типу зажима:
Обычный механизм зажима. Механизм представляет собой регулируемые механические клещи. Преимущества – низкая цена. Недостатки – необходимо регулировать зажим под различные декоративные насадки и выхлопные трубы, иначе выхлопная труба или декоративная насадка будут повреждены. Но, как правило, механики не утруждают себя настройками, что также влияет на срок службы механизма.
Промышленный механизм зажима (серия насадок NORFI 25-4936-ххх). Данные зажимы имеют коромысло с пружиной компенсации усилия прижима механизма фиксации к выхлопной трубе. Даже если механик не отрегулировал профессиональный зажим, то при фиксации насадки на выхлопной трубе или на декоративной насадке выхлопной трубы, коромысло с пружиной скомпенсирует усилие, что снижает риск повреждения выхлопной трубы или декоративной хромированной насадки. Подобные зажимы обеспечивают достаточно высокую универсальность.
Резиновые насадки с пневматической фиксацией на выхлопной трубе (серия насадок NORFI 25-4937-ххх). Данный тип - это уже промышленные насадки, которые получили высокое распространение среди СТОа в России и мире. Пневматическая камера в нижней части насадки накачивается ручным пневмонасосом типа «груша». В заводских условиях на сборочных конвейерах или на линиях инструментального контроля для этой цели используют подачу сжатого воздуха от пневмомагистрали. Камера обеспечивает надёжную фиксацию на выхлопной трубе без повреждения трубы или декоративной насадки. Насадка даёт возможность подсоса воздуха из ремзоны с боков от фиксируемой трубы, что обеспечивает дополнительное охлаждение выхлопных газов и увеличивает срок службы насадки и вытяжных шлангов. Благодаря тому, что насадка полностью резиновая, устранены риски повреждения ЛКП автомобиля. Эластичность овала газоприёмного отверстия позволяет обслуживать круглые окончания выхлопных труб, отводов перекатных воронок, других насадок и Y-разветвителей путём элементарного сдавливания насадки с боков руками. Данный тип насадки является наиболее универсальным и подходит для большинства современных автомобилей (~95%).
3. Насадки-вставки (серия насадок NORFI 25-4950-ххх)
В линейках таких производителей автомобилей как BMW, HONDA, HYUNDAI, JAGUAR, KIA, LEXUS, MERCEDES-BENZ, PORSCHE, VOLKSWAGEN и другие есть модели, у которых выхлопные трубы или интегрированы в бампер или скрыты за бампером. Идельным решением для сервисов в данном случае станут насадки-вставки NORFI серии 25-4950-ххх.
ВНИМАНИЕ! | Ни одна из вышеописанных газоприёмных вытяжных насадок не предназначена для удаления выхлопных газов на современных диагностических постах. Также не рекомендуется применение данных насадок на постах промывки форсунок инжектора.
Для этих постов необходимо использовать перекатные воронки! |
4. Вытяжные воронки (серия воронок NORFI 28-4520-ххх)
Вытяжные воронки представляют собой металлические передвижные «насадки» для удаления выхлопных газов на стационарных диагностических постах автомобилей (серия 28-4520-ххх) или мототехники (серия 28-4524-ххх). Газоприёмные воронки принимают на себя основной тепловой удар выхлопных газов при высоких оборотах двигателя, обеспечивают идеальное завихрение газовоздушной смеси (для предотвращения выпадения в большом количестве агрессивных веществ, присутствующих в выхлопе при диагностике и/или при промывке форсунок), что обеспечивает долгий срок службы вытяжных шлангов и системы в целом.
При диагностике требуется учесть требование по наличию отверстий для щупов газоанализаторов. Данные перекатные воронки, как правило, приобретаются в количестве 2-4 штук, фиксация к ним осуществляется посредством пневмонасадок NORFI (серия 25-4937-ххх), которые закреплены на вытяжных шлангах постоянно.