Сервисная зона: интервью для журнала "Новости АВТО Бизнеса", март 2015 г.
Рынок обслуживания и ремонта грузовой автотехники и автобусов, как показывает практика, традиционно более устойчив к кризисным явлениям. Сохранит ли он свою стабильность и в этот раз? Своим мнением делятся эксперты журнала.
Скажем сразу — в этом вопросе эксперты придерживаются довольно полярных точек зрения. Одни, как, например, Андрей Черепанов, генеральный директор компании «СП НОРФИ», уверены в том, что сегмент ремонта и ТО коммерческого транспорта ждет серьезный спад. Причины понятны: существенное снижение перевозок; отсутствие доступного кредитования (на покупку коммерческой техники); взлетевшие в разы ценына запчасти (в частности, те форсунки, которые до декабря стоили в районе 22 тыс. руб., сейчас уже вплотную подобрались к 50 тыс. руб.— и это просто сама запчасть, без работ, а их надо 6 штук).
Андрей Черепанов:
— Сам только что вернулся из поездки по Уралу, где объезжал грузовые СТО. Загрузка у них никакая, готовы обслуживать «день в день» или «с колес», то есть сразу при обращении, аналогичная ситуация и с большинством СТО в Центральном федеральном округе.
Взгляды других менее тревожны, но тоже полны настороженности. Начальник отдела маркетинга ГК «ГАРО» Марина Банникова считает, что кризисные явления в экономике сказались на отрасли обслуживания автотранспортных средств, в том числе грузовой и специализированной техники. По оценкам компании, снижение объема рынка автосервисного оборудования по некотором сегментам достигло 30 %, в отдельных направлениях — и того больше. Очевидно, что, учитывая высокую стоимость оборудования для участков грузового сервиса, многие владельцы таковых отложили приобретение оборудования «до лучших времен». Еще одной проблемой данного сегмента можно назвать волатильность российской валюты, ведь, как мы знаем, огромная часть оборудования для обслуживания грузовых автомобилей закупается за границей, что же касается отечественных производителей, то многие детали и агрегаты закупаются также у иностранных производителей, и оба эти фактора повлекли за собой очень серьезное увеличение стоимости оборудования. В первом случае причиной становилась разница в курсе валюты, а во втором — увеличение себестоимости продукции ввиду удорожания комплектующих.
Марина Банникова:
— С одной стороны, мы понимаем, что из-за кризиса автобусные парки не перестанут перевозить людей, а значит, автобусная техника будет приобретаться частными и муниципальными предприятиями, логистические компании не перестанут в одночасье перевозить грузы из пункта А в пункт Б, сельскохозяйственную технику будут приобретать, благо на это существует сейчас достаточное
количество государственных программ.
С другой стороны, мы видим, что в этом сегменте также не все гладко: меняется структура автомобильных (предприятия отдают предпочтение отечественной технике или технике б / у), ужесточаются требования к заемщикам для получения кредитных средств в финансовых организациях, а значит, для предпринимателей тяжелее получить доступ к кредитным средствам для обновления имеющегося оборудования.
Ну а третьи — и таких, пожалуй, большинство,— уверены в том, что в силу слабой развитости в России сектора профессионального ремонта и технического обслуживания грузомоторной техники как такового даже в такой серьезный и глубокий кризис, как сейчас, потребность в таких услугах будет оставаться достаточно высокой.
Игорь Храпов, руководитель отдела развития компании «Станкоимпорт»:
— Рынок сервисного обслуживания грузовой автотехники на сегодняшний день значительно менее развит, чем сервисные услуги для легковых автомобилей. Кризис — это непростое время для всех сегментов рынка, в том числе и для компаний, оказывающих услуги по обслуживанию грузовой автотехники. С другой стороны, кризис — это некий оптимизатор, определяющий слабые и сильные стороны конкурентов рынка, выявляющий внутренние и внешние проблемы компании. В период экономического спада выживают наиболее сильные, умеющие правильно использовать свои ресурсы.
Объемы производства грузовых машин в России сократились на 14 %, автобусов — на 30 %. Продажи грузовиков в январе 2015 г. сократились на 25 %. Но потребность в своевременном ремонте и обслуживании грузовых автомобилей и автобусов не может сократиться в связи с кризисом. Услуги данной категории будут востребованы. Вероятно, потребители станут выбирать менее известные официальные сервисные центры.
Борис Петров, генеральный директор ГК «РусТехника»:
— Кризис наверняка не оставляет ни одну отрасль в покое. Перевозчики, строители, промышленные предприятия — те компании, где есть коммерческая техника — сразу почувствовали спад.
Здесь все очень циклично. У промышленных предприятий — спад на производимую продукцию, соответственно — отгрузок меньше, транспорт задействован меньше. Строители: здания только
достраивают, за новые объекты не берутся. Перевозчики: из-за общего спада на рынке получают меньше заказов, возят меньше и строительных материалов, и продуктов, и пр. Их вынуждают идти на сильный демпинг, работать практически по себестоимости, как следствие — меньше денег вкладывать в оснащение и ремонт техники, в качество масел, топлива.
Но рынок сервисного обслуживания грузовой автотехники, спецтехники и сельхозтехники оставался, остается и, думаю, вследствие кризиса будет оставаться свободным еще достаточно долго. Нехватка профессиональных, квалифицированных, технически оснащенных, современных дилерских и мультибрендовых сервисов по обслуживанию коммерческой техники ощущается очень сильно, особенно
в регионах. Поэтому данный рынок будет развиваться и очень сильно расширяться.
Борис Петров уверен — все очень просто: все, кто строился и развивался за счет своих, а не кредитных средств, у кого свои, а не арендованные площади, сейчас останутся на плаву, а все слабые игроки уйдут с рынка — они просто не смогут выжить. Да и действующих сильных игроков ситуация вынудит быть более гибкими к рынку, ситуация заставит ценить клиента, заставит быть более клиентоориентированными. Очередей на грузовой сервис в несколько недель, а то и месяцев, больше не будет.
И по идее, это правильно. Все-таки грузовой сервис имеет определенную специфику, разительно отличающую его от легкового, особенно в регионах. Собственно, поэтому перспектив у него и в эпоху кризиса и на более благоприятном рынке — гораздо больше. Ведь ключевым фактором остается пока неудовлетворенный спрос, недостаток производственных мощностей и прочие совокупные, вытекающие отсюда аспекты.
Поэтому слова Бориса Петрова не вызывают удивления:
— Развитие данного направления я считал и буду считать очень перспективным и выгодным. Много сфер обслуживания коммерческого транспорта еще до сих пор остается в «зачаточном» положении, много услуг клиенту предоставляется, как раньше,— «ремонт на коленках», без использования современного оборудования, самих технологий, профессиональных расходных материалов. И это при том, что автопроизводители давно шагнули вперед и создают столь продвинутую грузовую технику, что она просто требует от обслуживания глубоких знаний, навыков и специального оборудования.
Аналогичной точки зрения придерживаются эксперты «МАХА Руссиа» — рынок обслуживания грузового транспорта является очень перспективным. «МАХА Руссиа» уже много лет предлагает надежное и высококачественное оборудование для грузового автосервиса. Модели, предназначенные для работы с грузовым автотранспортом, дороже легковых аналогов, однако подъемник для машин грузового типа обладает существенно большим запасом прочности и обеспечивает полную безопасность персонала при проведении как диагностических, так и ремонтных работ. Компания МАХА предлагает как диагностическое оборудование, так и весь спектр подъемного оборудования — от канавных подъемников до мобильных подкатных моделей.
О том, как приступать к заполнению незаполненных ниш, говорит Игорь Храпов:
— Для развития нового направления в СТО необходимо четкое понимание клиентской базы, спроса и конкуренции в каждом определенном регионе. Если правильно организовать последовательность действий, предложить востребованные услуги по конкурентным ценам, провести проекты по привлечению клиентов, предложить дополнительные услуги, сделать что-то, чего нет у конкурентов, что сделает ваш сервис лучшим и отличным от конкурентов, удобным, то вероятность того, что бизнес будет перспективным, велика. К тому же, повторюсь, данный рынок развит недостаточно, в отличие от легковых автосервисов. Более того, грузовые автомобили эксплуатируются практически непрерывно, перевозя тяжелые грузы по не самым хорошим дорогам. Поэтому грузовые автомобили чаще легковых нуждаются в регулярном обслуживании, замене запчастей и пр.
Марина Банникова, в свою очередь, указывает на уникальность каждого подобного проекта: многое зависит от местонахождения СТО, его возможностей и ресурсной базы и работающих специалистов. Каждый случай индивидуален, единого стандартного решения, которое можно было бы опробовать любому предпринимателю, скорее всего, не существует, а принимая во внимание затратность данного мероприятия, без опытного консультанта не обойтись.
Сиднем не сидеть
Впрочем, как и любой другой бизнес, развивать сервис — ремонт и обслуживание коммерческой техники — непросто. Это не запредельно сложное занятие, но и элементарно легким бизнесом называть его нельзя. Причем главным образом свое отражение здесь находит именно специфика обслуживания автотехники больших размеров, автотехники, оснащенной огромным набором функционального оборудования.
Игорь Храпов:
— Прежде всего, это необходимость наличия большого просторного помещения, которое гарантированно выдержит большую массу грузовых автомобилей. Проблема возникает и при подборе квалифицированных автослесарей. Особенность данного направления — сложное дорогостоящее оборудование, необходимое для проведения диагностических работ, замены запчастей и пр., и достаточно трудоемкие работы. Для минимизации затрат на ремонт важно своевременно четко определять существующие неисправности.
Наиболее принципиальными сложностями, как практически везде, являются нехватка грамотного персонала и высокая стоимость современного ремонтно-диагностического оборудования.
Борис Петров:
— У сотрудников грузовых автосервисов нет опыта, его просто неоткуда взять, специалистов в такой узкой специализации мало, специалистов в еще более узких специализациях, например мастер по обслуживанию и ремонту топливной дизельной аппаратуры, вообще нет, в каждом регионе их один два человека. Учить их негде. Все учебные заведения используют материально-техническую базу с устаревшим оборудованием и без применения каких-либо технологий, отвечающих современным требованиям.
Хотя первую проблему зачастую помогают решать партнеры, причем очень и очень эффективно. Поставщики СТО проводят семинары, организуют мастер-классы, конференции и прочие учебные мероприятия, ориентированные на аудиторию самого разного уровня — от новичков грузового сервиса до достаточно продвинутых механиков, нуждающихся в очень узких, остроспецифичных, но при этом и чрезвычайно
необходимых знаниях.
Марина Банникова:
— Сложность обслуживания высокотехнологичных агрегатов современных грузовых автотранспортных средств, сложность используемого диагностического оборудования. Решение тут одно: «учиться, учиться и еще раз учиться». Сегодня у современного специалиста по ремонту и обслуживанию автотранспорта есть все возможности для повышения своей квалификации, в том числе и дистанционно. Например, в период с февраля по март Группой компаний «ГАРО» было организовано несколько обучающих вебинаров по вопросам эксплуатации и обслуживания шиномонтажного оборудования Giuliano, в том числе речь шла и об оборудовании для обслуживания грузовой техники.
А вот со второй проблемой… Действительно, это направление достаточно капиталоемко (в отличие, скажем, от легковых дилерских центров и автосервисов). Инвестиций в данное направление необходимо делать в разы больше, при этом период окупаемости более длителен, да и клиенты, чего уж греха таить, более тяжелые. И решить эту проблему, конечно, сложнее, чем предыдущую, поскольку решение о предоставлении заемных средств принимает финансовая организация, в которую обращается владелец сервиса. А сейчас с кредитами сами знаете как, но тем не менее, если вам удастся организовать востребованный сервис, удача будет на вашей стороне.
Игорь Храпов:
— В чем секрет успеха? Прежде всего, это качество работы специалистов, оптимальная ценовая политика, расположение, оперативность, современные методы диагностики. То есть, если обозначить все одним словом, — сервис, сервис высокого уровня, предоставляемый клиенту. Большое значение в любом бизнесе играют квалифицированные лояльные сотрудники, а также партнеры и поставщики, проверенные и надежные.
Марина Банникова:
— Успех любого предприятия, оказывающего услуги в той или иной сфере, прежде всего заключается в качестве оказываемой услуги. Еще одним фактором является активность организации на рынке региона, ведь сейчас клиент сам к тебе не приедет, а значит, за него нужно бороться, использовать всю имеющуюся у вас под руками информацию, в том числе развивать клиентскую базу, использовать простые и доступные вам формы рекламы и продвижения.
Рецепт успеха от Бориса Петрова сформулирован предельно четко и выражен в четырех основных аспектах:
• в использовании профессионального оборудования и применении современных технологий;
• в профессиональных квалифицированных кадрах;
• в современном маркетинговом подходе к ведению своего бизнеса;
• в клиентоориентированности — нужно всегда помнить, кто и за что платит деньги, и предугадывать нужды клиента.
Только так можно добиться лояльности и верности.
Познакомимся с новинками
Основными новинками, представляемыми ГК «ГАРО» в сезоне-2015, являются шиномонтажные станки для обслуживания колес грузовой и сельскохозяйственной техники итальянской компании Giuliano. В том числе в линейке компании представлен станок для мобильного шиномонтажа S 561 (к теме мобильных шиномонтажей мы подробнее обратимся в ближайших номерах журнала).
Марина Банникова:
— Хочу отметить технические особенности некоторых моделей, к примеру S 558. Постоянный угол отжима — 90о, диаметр обода обслуживаемых колес — 14–56", максимальный диаметр колеса — 2500 мм, максимальная ширина — 1500 мм, мощность гидростанции — 3 кВт, зажимное устройство имеет две скорости вращения и пять позиций крепления колеса. Нужно сказать, что многие наши клиенты отметили очень высокую продуктивность работы данных станков и качество их исполнения, а хорошие отзывы клиентов всегда красноречивее любых рекламных буклетов.
Шиномонтажный стенд S 558 Giuliano представляет собой автоматический шиномонтажный станок для колес грузовых автомобилей, автобусов и техники специального назначения. Предусмотрено дистанционное управление всеми рабочим инструментами. Постоянный угол работы (90°) монтажно-демонтажного инструмента по отношению к колесу достигается за счет синхронного движения консоли зажимного устройства и каретки монтажнодемонтажного инструмента.Станок предназначен для демонтажа / монтажа шин всех типов колес грузовых автомобилей, автобусов и тракторов, включая колеса с монтажным ручьем и замковым кольцом. Привод зажимного устройства — электрогидравлический; вращение зажимного устройства осуществляется в двух направлениях: по и против часовой стрелки с двумя различными скоростями. Зажимное устройство имеет 2 скорости вращения и 5 позиций крепления колеса. Минимальная рабочая высота зажимного патрона — 365 мм (от центра патрона до земли). Возможно одновременное вращение зажимного устройства и перемещение монтажного инструмента.
Пульт управления устанавливается на мобильной стойке с защитой от непреднамеренного нажатия на джойстик управления зажимным устройством. Клапан безопасности на зажимном устройстве исключает падение колеса в случае обрыва гидравлической линии. Большое усилие отжима борта шины позволяет обслуживать сверхжесткие колеса спецтехники. Предлагается монтажное устройство с фиксацией монтажного инструмента в двух положениях. Имеются монтажный крюк из высококачественной стали, роликовый подшипник для удобства перемещения, ножной привод расфиксации.
Высокотехнологичный пульт на мобильной стойке позволяет управлять всеми функциями станка дистанционно. Управление процессом перемещения монтажного инструмента во всех направлениях, а также сменой отжимного диска на монтажный крюк с мобильной стойки практически исключает трудозатраты оператора.
Несколькими новинками пополнился ассортимент компании MAHA.
Во-первых, ею был представлен прибор проверки и регулировки света фар MLT 1000, анонсированный на выставке «Автомеханика-2014». MLT 1000 — это аналоговый прибор проверки света фар, который благодаря своей комплектации, функциональности и качеству исполнения рассматривается в качестве эталона в своем ценовом сегменте. Прибор выгодно отличают следующие особенности.
• Универсальность. Данный прибор подходит для легковых, грузовых автомобилей, а также мотоциклов.
• Оптическая камера с большой линзой Френеля.
• Прибор может перемещаться на колесах по полу или по рельсам (опция).
• Удобный оптический визир.
• Профилированная стойка со встроенным противовесом, обеспечивающим легкое перемещение измерительного блока.
Во-вторых, MAHA Maschinenbau Haldenwang GmbH&Co. KG запустила продажи четырехплунжерного подъемника VS Square II 10.0 грузоподъемностью 10 т. Данный подъемник предназначен для тягачей, малых грузовиков и трейлеров с неудобным распределением нагрузки. В стандартном исполнении длина платформ составляет 5,95 м, опционально можно ее увеличить до 7 м.
Благодаря VS Square II 10.0 от МАХА, по мнению представителей компании, появилась возможность производить сервисные работы без наличия канавы в автосервисе. Таким образом, устраняются все проблемы, которые неизбежно появляются при работе в канаве, как-то: невозможность регулирования подъема по высоте или недостаточная освещенность. Пространство используется наиболее эффективным образом.
Для подъема 10 т на высоту 2,066 м данному подъемнику требуется всего 55 секунд. Время спуска — 44 секунды. Впервые данный подъемник был представлен на выставке «Автомеханика-2014» во Франкфурте.
Третья новинка — газоанализатор МЕТ 6.3. Прибор оснащен мощным измерительным модулем для автомобилей с бензиновыми двигателями, который соответствует классу точности OIML 0 и измеряет содержание НС, СО, СО2 и О2 (NO — дополнительная опция) в отработанных газах. Кроме того, он оснащен опациметром последней разработки, а потому MET 6.3 обеспечивает прецизионные измерения вредных субстанций, содержащихся в дизельных выхлопах. Высокое разрешение делает возможными измерения даже нижних границ допустимых пределов. При необходимости может быть произведена оценка дымности на основании измерения концентрации частиц в выхлопе дизельного двигателя.
Газоанализаторы серии МЕТ 6.х фирмы МАХА специально адаптированы к новейшим автомобильным технологиям, они надежно и информативно оценивают состояние отработанных (выхлопных) газов современных двигателей. Серия МЕТ 6.х включает:
1) MET 6.1, газоанализатор для бензиновых двигателей;
2) MET 6.2, дымомер для дизельных двигателей;
3) MET 6.3, комбинированный стенд для бензиновых и дизельных двигателей;
4) мобильный комплект 6 для инспекторских проверок и контролирующих органов.
Самой главной новинкой ГК «РусТехника» для рынка по обслуживанию грузовой коммерческой техники, спецтехники и сельхозтехник являются готовые смотровые ямы Truckbay («Тракбей»). Это, по словам Бориса Петрова, новый подход к строительству не только грузового центра, но и к оборудованию смотровой ямы для транспортного цеха любого предприятия любой сферы деятельности.
Смотровая яма Truckbay представляет собой полностью герметичную стальную кассету, которая инсталлируется в фундамент грузового сервисного центра. В ней уже учтены все коммуникации, ниши, оборудование. Таким образом собственник избегает всех ошибок и недоделок, которые его могут ожидать при традиционном строительстве, и экономит существенные денежные средства.
Truckbay — комплекс смотровой ямы и необходимого оборудования для проведения диагностических и ремонтных работ автомобилей и спецтехники грузоподъемностью до 60 т, очень удобный, безопасный и укомплектованный.
Ямные комплексы Truckbay предназначены:
• для пунктов технического контроля;
• станций технического обслуживания автомобилей;
• грузовых / легковых дилерских центров;
• предприятий с большим количеством собственного автопарка;
• автотранспортных предприятий (АТП), ремонтно-технических предприятий (РТП).
Truckbay — это применение современного технологичного решения при обслуживании автомобилей и агрегатов. Это бережное отношение к автомобилю. Это бережное и внимательное отношение к рабочему персоналу, для которого созданы цивилизованные комфортные условия. Это безопасность и экологичность.
Длина смотровой ямы Truckbay — до 32 м. (Чаще всего запрашиваемые размеры: 10 м; 12 м; 24 м.) Смотровая яма может быть оснащена всем необходимым для работы оборудованием: тормозным стендом, линией технического контроля, тестером люфтов подвески, ямным осеподъемником, оборудованием для слива / замены масла, пневмолинией, электропитанием на 220 и 380 В и др. Затраты (согласно нормам и требованиям СНИП) на строительство смотровой ямы, как указывает Борис Петров, выше, чем покупка готовой смотровой ямы Truckbay.
Каждый проект смотровой ямы Truckbay уникален, поэтому после заключения договора поставки и предоплаты специалистами ГК «РусТехника» и ее немецкими коллегами будет подготовлен комплекс технической документации, который будет передан руководству СТО вместе с комплексом TruckBay: строительные чертежи, фундаментные планы, нагрузочные планы, электрические схемы, схемы проведения коммуникаций и трубопроводов.
В зависимости от желаний, требований заказчика ГК «РусТехника» предлагает смотровые ямы Truckbay в двух возможных исполнениях (по классу нагрузки): SLW30 и SLW60. SLW30: 30 т — общая нагрузка, 10 т — нагрузка на ось, 5 т — нагрузка на колесо. SLW60: 60 т — общая нагрузка, 20 т — нагрузка на ось, 10 т — нагрузка на колесо.
При заключении договора поставки будут подписаны приложения и спецификации, в которых будут представлены: утвержденная схема смотровой ямы; требования к заказчику по подготовительным и основным строительным работам; список утвержденного автосервисного оборудования, которое будет инсталлировано на заводе в Германии; список дополнительных коммуникаций, которые необходимы заказчику (система маслозамены, пневмолинии, электропитание, места под инструмент, дренаж, освещение, лестницы и пр.). Монтаж ямы Truckbay происходит на бетонную подушку толщиной не менее 240 мм с помощью анкеров, которыми яма крепится и выставляется в уровень.
Обзор подготовил
Михаил КАЛИНИН
НОВОСТИ АВТО БИЗНЕСА